В настоящее время формирование информационной культуры школьников, которая включает в себя: информационные знания, умения учиться с помощью компьютера и других электронных средств, а также подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами соответствуют концепции информатизации образования. Формирование информационной культуры необходимо для повышения качества знаний учащихся, поскольку использование новых информационных технологий в педагогическом процессе - это надежный и многофункциональный инструмент в руках учителя. Следует учесть, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение, учебное обеспечение.

1. Современные технические устройства, имеющиеся в лицее:
Компьютеры:
кабинет №317 (Pentium - 4 c ж/к мониторами – 11 шт., Pentium - 4 c ЭЛТ монитором – 1 шт.), Pentium - 2 c ЭЛТ мониторами –8 шт., с процессором 80286 – 2 шт.)
кабинет №226 (Pentium - 4 c ЭЛТ монитором – 1 шт., Pentium - 2 c ЭЛТ мониторами –6 шт.)
бухгалтерия (Pentium - 4 c ЭЛТ мониторами – 1 шт)
канцелярия (Pentium - 3 c ЭЛТ монитором – 1 шт)
Принтеры:
кабинет №317 (лазерный принтер 1 шт., струйный принтер – 1 шт.)
бухгалтерия (лазерный принтер 1 шт.)
канцелярия (лазерный принтер 1 шт.)
Мультимедиапроектор с экраном:
кабинет №317 – 2 шт.
Модем:
кабинет №317 – 1 шт.
Сканер:
канцелярия – 1 шт.
Ксерокс:
канцелярия – 1 шт.
Телеаппаратура:
Кабинет №120 – 1 шт.
Кабинет №125 – 1 шт.
Библиотека – 1 шт.
Интернат – 2 шт.
Видеоаппаратура:
Видеокамера – 1 шт.
2. Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере и обслуживающие эту работу: операционные системы Windows’98, Windows’XP; антивирусные программы (антивирус Касперского); архиваторы WinRar, WinZip; файловые менеджеры Total Commander, Norton Commander, офисные программы Microsoft Office – 2003 и др.
3. Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они задают, определяют процесс и технологию компьютерного обучения. В школьной медиатеке имеются программы по истории, биологии, русскому языку, географии, математике, экономике, праву, физике, экологии, ОБЖ, всеобщей истории, истории искусства, астрономии, МХК, обществознанию, музыке.
Наличие современных компьютеров в лицее как бы обязывает учителей к использованию их значительных возможностей в педагогическом процессе. В настоящее время удостоверение по программе «Intel Обучение для будущего» имеют 40 учителей, удостоверение «Пользователь персонального компьютера» - 63 учителя, 21 учитель лицея имеет домашний компьютер.
В течение 2005-2006 уч. года информационные технологии были использованы на уроках и во внеклассной работе:
День открытых дверей;
Профориентационная встреча с представителями компании ЮТК;
Выборы в Союз лицеистов;
Районный семинар учителей математики (открытый урок учителя Новиковой Н.Н.);
Математический вечер «Математика и красота»;
Семинар заместителей директоров по внеклассной работе;
Подготовка к ярмарке учебных заведения (Камызяк – совет директоров, Астрахань -визитка, буклет лицея);
Методическое объединение учителей начальных классов лицея №1;
Экскурсии в кабинет информатики (Студникова А.А., 2В);
Подготовка презентаций учащимися: Студников С. – по МХК, Рогов А. – по истории, Салихов – по истории, Овчинникова Д., Орыналиев Т. и др. по информатике и т.д.;
Разработка уроков (Давыденко И.А. «Учись представлять себя иностранному собеседнику» и др.);
Участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей (Анисимова А.А., Гвозденко Н.Г., Кузин В.Ф., Зотова А.В., Шмелева Ю.Н., выпускник 11 В класса Рогов А.);
Участие в конкурсе «Учитель года»(Давыденко И.А.);
Разработка и использование собственных учебных материалов, обладающих повышенной мультимедийностью и динамичностью: буклеты, веб-сайты, презентации к урокам по информатике и физике (с видеороликами физических экспериментов);
Использование новых технологий в научно-исследовательской работе: приняла участие в областной научно-практической конференции Бочарникова М. (секция Информатика);
Проведение экспериментов, лабораторных работ с использованием компьютерного видеозадачника, электронных учебников;
Разработка для учащихся, имеющих доступ к компьютеру, электронных заданий (моделирование в электронных таблицах, создание презентаций, моделирование физических процессов на языке программирования, работа с Исполнителями);
Использование компьютерных программ для обработки фото- и видео-информации при оформлении визитки, буклета лицея, классного уголка, кабинета информатики и т.п.;
Создание учителями и учащимися компьютерных тестов, дидактических карточек с вопросами и выбором ответов;
Ведение классного электронного журнала текущих и итоговых оценок;
Перевод информации школьного Музея Боевой Славы с бумажных носителей на электронные носители (на районном конкурсе «Лучший информационный ресурс о родном крае» презентация «Камызякский район в Великой Отечественной войне» заняла 1-ое место);
1. Интернет-технологии – публикация в сети Интернет школьных педагогических идей;
2. Управление – предоставление материалов для семинаров руководителей школ района, города, ознакомление с текущей документацией;
3. Учительские проекты – мультимедийные презентации уроков и выступлений на родительских собраниях, статьи по методике преподавания;
4. Научно-исследовательская работа – информационные проекты учащихся, доклады школьников – дипломантов и призеров научных конференций;
5. Пропаганда здорового образа жизни – информационные проекты учителей и учащихся (web-сайты, презентации уроков и внеклассных мероприятий, мультимедийный учебник);
6. Внеклассная работа – мультимедийная поддержка внеклассных мероприятий;
7. Ученические проекты к урокам для объяснения, обобщения, повторения пройденного;
8. Контроль знаний (тесты в программе Excel);
9. Мультимедийные паспорта кабинетов (для участия в смотрах кабинетов);
10. Использование мультимедийных изданий на уроках (школьная медиатека);
11. Переписка по электронной почте с зарубежными сверстниками (практикум по иностранным языкам);
12. Компьютерная графика (авторское графическое оформление сайтов, школьной газеты, плакатов, буклетов);
13. Издательская деятельность (выпуск школьных научных и литературных альманахов, школьная газета);
14. Создание школьного научного общества и организация его работы по методу проектов.
Основные направления применения информационных технологий
в лицее в 2006-2007 уч.году:
1. Интернет-технологии – публикация в сети Интернет школьных педагогических идей;
2. Управление – предоставление материалов для семинаров руководителей школ района, города, ознакомление с текущей документацией;
3. Учительские проекты – мультимедийные презентации уроков и выступлений на родительских собраниях, статьи по методике преподавания;
4. Научно-исследовательская работа – информационные проекты учащихся, доклады школьников – дипломантов и призеров научных конференций;
5. Пропаганда здорового образа жизни – информационные проекты учителей и учащихся (web-сайты, презентации уроков и внеклассных мероприятий, мультимедийный учебник);
6. Внеклассная работа – мультимедийная поддержка внеклассных мероприятий;
7. Ученические проекты к урокам для объяснения, обобщения, повторения пройденного;
8. Контроль знаний (тесты в программе Excel);
9. Мультимедийные паспорта кабинетов (для участия в смотрах кабинетов);
10. Использование мультимедийных изданий на уроках (школьная медиатека);
11. Переписка по электронной почте с зарубежными сверстниками (практикум по иностранным языкам);
12. Компьютерная графика (авторское графическое оформление сайтов, школьной газеты, плакатов, буклетов);
13. Издательская деятельность (выпуск школьных научных и литературных альманахов, школьная газета);
14. Создание школьного научного общества и организация его работы по методу проектов.
1.20. Использование компьютерных технологий в учебном
процессе

1.21. Использование Интернета в учебном процессе
· демонстрация анимаций в режиме реального времени на уроках физики и информатики и других предметов;
· санкционированное копирование графики, музыки, видеороликов из сети Интернет при подготовке классных часов и уроков и школьных вечеров;
· поиск информации для рефератов, докладов, сообщений, организации школьных вечеров;
· создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации;
· работа с электронной почтой (рассылка почты, заказ медиаматериалов и пр.);
· получение результатов тестирования в ВУЗах, централизованного тестирования, ЕГЭ;
· участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей в 2005 г., 2006 г.;
· Участие в телеконференциях;

· Обмен информацией с областным Центром дополнительного образования;
· Рассылка методических материалов на конкурсы методического мастерства в регионе и России;
· Размещение компьютерных проектов по программе Intel Обучение для будущего;
· Получение материалов Министерства образования и науки Астраханской области и Минобразования России;
· Количество часов, проведенных в Интернете в 2006 году – 548 часов.